Новости фестиваля
Гости «Литератулы»
Нина Дашевская
Нина Дашевская – писатель и музыкант, она окончила Московскую консерваторию как скрипач и работает в Государственном камерном оркестре России. И в жизни ее литературных героев всегда так или иначе присутствует музыка.

Книги Нины Дашевской не раз занимали первое место на конкурсах «Книгуру»: сборник подростковых рассказов «Около музыки» (2014), книга «Я не тормоз» (2015); «Около музыки» победил также на конкурсе «Новая детская литература», а за повесть «Вилли» писательница была награждена премией имени Владислава Крапивина.
– Нина, что для вас было вначале – слово или музыка? И кем вы себя считаете в первую очередь: музыкантом или писателем?

– Думаю, все-таки слово, я всегда любила читать и говорить (в детстве даже слишком). А в музыкальную школу меня просто отвела мама. И в детстве для меня музыка была тем, что у меня «получается» ‒ получается ставить пальцы на правильные места. Я не слушала музыку «для себя», мне не очень было понятно, зачем она вообще. Хотя были опыты сочинения, например. И играть было всегда интереснее, чем слушать.

По-настоящему музыка началась для меня в музыкальном училище, в 14 лет. Мне повезло там оказаться, и это было огромное изменение в моей жизни.

У меня есть друзья, которые запели раньше, чем заговорили. И всегда жили музыкой, всегда думают о ней. А я думаю словами.

Но, опять же, у меня есть друзья, которые всегда крутят в голове поэтические строчки, слова, фразы. У меня же всегда в голове есть музыка. Иногда это просто навязчивые мотивы, но музыкальный фон сопровождает меня всегда. И я раньше думала, что это у всех так.

Конечно, сейчас я не могу разделить: писатель я или музыкант. Это как ребенка спросить: ты в первую очередь мамин или папин?.. Это очень разные для меня вещи.

Музыке меня учили, это была большая работа – не только моя, но и учителей. И это моя работа: независимо от настроения, желания или чего-то еще я прихожу в оркестр и работаю.

Писательство для меня никогда не бывает обязанностью, у меня нет заказов, дедлайнов. То есть это только то, что я хочу делать.

В работе оркестрового музыканта гораздо больше рутины. И больше ремесла, просто умения делать что-то руками. Но это и спасает: в любом состоянии я знаю, что я могу сделать на инструменте. Могу играть лучше или хуже, но это всегда определенный уровень.

В писательстве же случаются минуты (месяцы и уже даже годы) абсолютной, совершенной беспомощности.

– Ваши родные сыграли какую-то роль в вашем становлении как писателя? Как музыканта?

– Родные люди влияют на всю нашу жизнь, делают нас такими, какие мы есть. И мы не всегда (вернее, почти никогда) не можем отследить, что на что влияет. Сейчас семья – это бо́льшая часть моей жизни, и понятно, что на все мои тексты влияют люди, которые рядом со мной, хотя эта связь не всегда прямая. Правда, музыкой обычно начинают заниматься очень рано. И, конечно, если бы не мамина любовь к скрипке, моя профессия могла бы быть совсем другой.

– Как вы считаете, музыка может чему-то научить писателя?

– Опять же, мне трудно отследить, что в моих текстах от музыки, так как моя профессия – это часть меня.

Мне бы хотелось сказать, что у музыкантов какое-то особое чувство формы, фразы, слова... Но тогда среди музыкантов было бы гораздо больше пишущих людей.

Да, нас учат, что мелодия должна куда-то идти, что не нужно играть просто ноты, что в каждой фразе есть смысл, что есть главное и второстепенное. На эти вопросы не всегда есть четкие ответы, но их важно задавать. Текст не должен звучать одинаково. Но я думаю, что и человек без музыкального образования все это знает. Так что не знаю, какая тут связь.

– А писатель может чему-то научить музыканта?

– Курсе на третьем училища у меня была жаркая дискуссия с учительницей музыкальной литературы. Я стояла на том, что о музыке нельзя говорить словами. Что музыка как раз и появляется там, где кончаются слова. И она со мной согласилась. Сейчас это выглядит даже некоторой иронией судьбы. Однако и сейчас я скажу: если приходится описывать музыку в тексте, это всегда самое сложное. И всегда чуть-чуть неправда. Потому что вообще-то это невозможно. Как и наоборот – музыкой объяснить текст.

Однако продумывание сюжетов иногда помогает музыкантам. Спрашиваешь ученика: эта мелодия – «воин» или «поэт»? А это кто? А что у него случилось? Но это именно для того, чтобы не играть музыку «вообще», просто так. Вполне можно обходиться и чисто музыкальными образами, без вот этой конкретики.

Есть понятие «драматургия произведения» – оно и для музыки, и для текста. Развитие одной темы, конфликт с другой, их изменение и преображение – все это есть, конечно.

– В ваших произведениях одинокие герои часто находят утешение в музыке. А у вас в жизни бывали такие моменты, когда только музыка могла стать отдушиной? И что такое одиночество в вашем понимании ‒ печаль или необходимость?

– Тут два вопроса. Первый – одиночество, сложная тема, поскольку это всегда палка о двух концах. Одиночество всегда идет в паре со свободой, при этом почти все люди чувствуют себя слишком одинокими и в то же время недостаточно свободными. У меня счастливо сочетаются две профессии – оркестрового музыканта, где ты всегда делаешь общее дело с людьми, и писателя, где ты сам все решаешь. Они друг друга хорошо дополняют.

Точнее всего об одиночестве, на мой взгляд, сказано в стихотворении Марины Бородицкой:

Одиночество ‒ отличная вещь,
Если только не вопьется, как клещ,
Если есть кому сказать: «Это точно,
Одиночество ‒ отличная вещь!»

Думаю, для творчества человеку необходимо побыть одному. Чтобы сделать что-то свое.

Но при этом на необитаемом острове многого не напишешь. То есть с людьми накапливаешь, а потом – один – собираешь, что получилось.

Вот такое безысходное состояние полного, мучительного одиночества мне незнакомо. Наверное, в этом мое счастье.

Однако ситуации, когда музыка «вывозит», конечно, случаются. Музыка же очень влияет на состояние человека, очень сильно. Иногда помогает что-то слушать. Но чаще всего помогает именно то, что у меня есть инструмент, профессия. Вот это умение играть на инструменте – одно из главных в моей жизни.

Продолжение на сайте "Папмамбук":
http://www.papmambook.ru/articles/3128/

Фото: http://litcult.ru/news2/8360