Новости фестиваля
Гости «Литератулы»
Евгения Шафферт
Евгения Шафферт – литературный критик, книжный обозреватель, эксперт детской литературной премии "Книгуру", преподаватель Новосибирского государственного университета.

*Нет таких книг, которые нужно читать обязательно. Даже если книги включены в школьную программу, всё равно не нужно читать их обязательно. И нельзя упрекать за непрочитанную книгу. Можно только хвалить за прочитанную!
Но есть масса книг, которые совершенно не стоит читать, потому что написаны они пусто, бездарно, бесталанно.
*Меня часто спрашивают: как приучить ребёнка к чтению? Я уверена в том, что нет какого-то волшебного, подходящего для всех детей рецепта. Могу только сказать, что все до одной статьи о детском чтении советуют читать ребёнку вслух. Даже если ему уже 12 или 13 лет, даже если вы этого никогда не делали, и у вас нет на это времени, всё равно – берите интересную, увлекательную, написанную хорошим языком книжку и читайте вслух. Я думаю, что это – очень хороший совет. Даже если ребёнок не станет увлечённым читателем, то всё равно вы оба узнаете интересное, насладитесь увлекательным и запомните важное. И это будет приятное воспоминание, общее для вас двоих.

*Возрастная адресация книги – это очень важно. Ребёнок в два года и ребёнок в пять лет отличаются друг от друга, читать малышу книжку для старшего дошкольника – всё равно, что сажать его на двухколёсный велосипед старшего брата или одевать в одежду не по размеру. Для трёхлетнего ребёнка Карлсон – это просто весёлый человечек, который развлекает мальчика. А вот для семилетнего – это воображаемый друг, спасение от одиночества и множество сложных нравственных вопросов о том, что можно и что нельзя. Не лишайте его возможности задаться этими вопросами, не знакомьте со сложными персонажами слишком рано! В выборе подходящих по возрасту книг поможет рекомендательная библиография и знание внутреннего мира собственного ребёнка. Я пользуюсь следующим тестом: (1) Ребёнок может пересказать содержание книги (или ответить на вопросы по этому содержанию), (2) Он понимает героев книги: определяет для себя, кто хороший, а кто плохой, может рассказать о качествах и особенностях героев, (3) Ребёнок может объяснить сам или задать мне вопрос, почему герой поступил так, а не иначе, попытается понять мотивацию поступков. Если тест пройден – я удачно выбрала книгу, подходящую сыну по возрасту и уровню развития.

*Всё-таки прежде чем записывать книги в своём личном рейтинге в категорию «вредное, безвкусное, откровенно примитивное», стоит хорошо подумать. Не стоит отказываться от целого жанра или всех книги определенной тематики. Например, зачастую в этой категории у родителей оказываются комиксы, развлекательная литература, манга, серийное фэнтези, все книги современных писателей, «всё это старьё»… На самом деле нет плохих жанров, просто в каждом возможном жанре и в каждой теме есть свои шедевры и свои провалы, провалов, что очевидно, больше.

*Библиотерапия – это тот вид терапии, который любая мама может использовать в домашних условиях для решения важных поведенческих проблем – агрессии, неумения общаться и играть, отсутствия фантазии, вялой инициативы при выборе занятий. Выбирайте близкую вам тематику, подходящих героев, и они вам обязательно помогут. Хорошая детская книга может стать частью вашей общей жизни. Герои будут казаться старыми знакомыми, превратятся в героев домашних сказок и игр, научат вас новым словам, привнесут в домашний язык устойчивые выражения.

По материалам сайта "Книгуру"